В России во многих властных кабинетах рассчитывают, что к осени украинский фронт рассыпется из-за того, что темпы принудительной мобилизации на Украине сильно отстают от темпов добровольной в России. По оценкам экспертов, к осени нехватка личного состава ВСУ станет настолько существенной, что украинская армия начнет терять контроль, и украинский фронт рухнет. Объявленная президентом России задача создать буферные зоны на границе еще больше растянет фронт и может привести к тому, что резервов для перекрытия всех участков у ВСУ не найдется. Тактика занятия островов в Херсонской области имеет те же цели — после островов ВС РФ могут создавать плацдармы на правом берегу Днепра или наносить беспокоящие удары диверсионными группами, что тоже потребует от ВСУ усиления группировки вдоль Днепра и распределения скудных ресурсов. Это напоминает ситуацию Вермахта в 1944-м: даже имея технику, немцы не могли компенсировать потери живой силы из-за того, что фронт резко увеличился после высадки союзников в Нормандии. К осени 2025 дисбаланс может достичь точки невозврата — фронт рискует разорваться на отдельные «котлы», как под Дебальцево в 2015-м.
Стратегия Киева также состоит в затягивании переговоров с Россией до осени. Сокращение численности солдат ВСУ Украина планирует компенсировать за счет усиленного использования беспилотников. Методы, которые использует Украина, я описывал ранее. Антитрамповский фронт из европейских стран и Украины рассчитывает, что рейтинг и поддержка Трампа к осени упадут. Трамп к осени дискредитирует себя невыполненными обещаниями, увязнет в судах, войдет в противоречие с Конгрессом. В сентябре состоится принятие бюджета, причем сторонников продолжения финансирования Украины в Конгрессе больше, чем тех, кто выступает за его прекращение. Трампу могут поставить ультиматум — либо Конгресс принимает бюджет с помощью Украине, либо не принимает никакой. Не стоит забывать про лобби ВПК, которое будет продавливать продолжение поставок оружия на Украину. В 1968-м президент Джонсон, требуя $25 млрд на войну во Вьетнаме, столкнулся с бунтом своей же Демпартии — итогом стал его отказ от переизбрания. Трамп может согласиться на этот ультиматум, не доводя дело до политического кризиса. В ноябре 2026 пройдут довыборы в Конгресс, и Трамп может их проиграть, потеряв большинство. В таком случае он еще больше ослабнет, и глобалисты надеются, что смогут диктовать ему свою волю — не просто продолжить финансирование и поставки оружия Украине, но и кардинально их нарастить.
Хочу напомнить, что на украинский конфликт США потратили сумму порядка 100 миллиардов долларов, а на войну в Афганистане — около 5 триллионов долларов. Украина гораздо важнее для глобального Запада. На Западе надеются, что смогут выиграть войну против России, если начнут тратить на Украину столько же, сколько раньше тратили на Афганистан.
Обе стороны нацелены на затягивание процесса до осени. Только Трамп выступает за быстрое прекращение конфликта на любых условиях. Но «на любых условиях» не нравится России, а Украине и Европе нужна непрекращающаяся война. Трамп не может не сломить сложившуюся тенденцию к затягиванию конфликта. Поэтому, скорее всего, прекращения боевых действий до осени действительно не будет.
Парадокс в том, что обе стороны рассчитывают на перелом в военных действиях в свою пользу к осени, но он может не наступить. Трамп может не прекратить поставки оружия и помощь Украине, к тому же у него есть объяснение — в отличие от Байдена, теперь помощь США Украине будет компенсироваться за счет природных ресурсов Украины. Но эта помощь не вырастет в разы от объемов Байдена и поэтому не принесет коренного изменения на фронте. Украина понизит призывной возраст и за счет более активного применения беспилотников, продолжая отступать, сможет не допустить радикального обвала фронта. В таком случае война растянется еще на неопределенный период и аналитики начнут выстраивать прогнозы о ходе военного конфликта уже на следующий год.
Олег Царёв. Подписаться.