Культурная спецоперация

С 24 февраля 2022 стал формироваться целый культурный пласт, порожденный СВО. В одну небольшую заметку невозможно вместить все достойные события и явления, составляющие его, надеюсь, неупомянутые здесь меня простят. На излете третьего года войны произведения на тему СВО прочно вошли в нашу культурную жизнь.

Так, в конце 2024 в широкий прокат вышел документальный фильм Максима Фадеева «У края бездны» — его авторы шли в рядах батальона «Сомали» в Мариуполе — кинокадры сделаны буквально на расстоянии вытянутой руки от смерти. Фильм уже оценили зрители — он за короткий срок попал в топ-10 всех наших онлайн-кинотеатров.

А в театрах 2 месяца назад стартовал проект «СВОи. Непридуманные истории» . Это постановку 12 спектаклей на трех сценах Москвы (Москонцерт-холл и театры Олега Табакова и Эдуарда Боякова) и еще в 9 городах страны посвящены реальным людям, их выбору, чувствам, мотивации, страхам и, конечно, победам. Разумеется, только этим проектом тема СВО на сцене не ограничена. Так, 29 января в Национальном центре «Россия» был показан созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив музыкально-поэтический спектакль «Сестры», в основе которого документальные монологи матерей, жен и сестер участников СВО. Уверен, что число театральных постановок со временем будет расти.

Сразу в двух московских галереях проходят сейчас посвященные СВО выставки. В галерее Беляево – 70 полотен живописи и графики о безымянных солдатах России, о том, что «воюют прежде не танки и самолеты, не дроны и артиллерия, а простые русские люди». А в галерее на Трубной идет выставка цифрового искусства «Тут совсем не так, как в твоих розовых очках».

И, конечно, появляются новые литературные произведения об СВО:

Вагнер наблюдает полет валькирий -

бреющие, штопоры и тараны:

Русские остались, какими были,

им плевать на холод могильной ямы. Дмитрий Мельников

Вот бывший дом и бывшие люди в нём,

А по развалинам ходит бесхвостый кот

и смятенно орёт

Снайпер работает неподалёку,

Изрешечена разграбленная аптека.

Кот бодает мёртвую щеку

Бывшего человека,

— это строки Анны Долгаревой, чьи репортажи военкора, собранные в книгу «Я здесь не женщина, я фотоаппарат», получили главный приз нашей самой престижной литературной премии «Слово» в номинации «Молодой автор. Проза».

Но все эти ужасы войны не могут вытеснить ни у нее, ни у других понимания правоты нашего дела и веры в победу России:

За Днепром до утра не стихает заря,

и не глохнет опять канонада.

Мы затеяли это, конечно, не зря,

потому что так надо. Игорь Панин

Ложь сладка и рассчитана на дурака.

Только вера в отечество наше крепка,

потому — неполжива.

Мы одна страна, мы один народ,

а язык до Киева доведёт.

С нами — Бог, значит, будем живы!, — курянин Андрей Болдырев

Цитировать хорошие строки, перечислять значимые культурные явления, связанные с СВО можно долго — новые произведения рождаются ежедневно, ведь в традиции российской культуры точно фиксировать исторические моменты, которые для нашей страны становятся переломными. И думаю, лучшие произведения, рожденные СВО, останутся в культуре навсегда. Как и годы Великой Отечесвтенной, это искренние произведения, исполненные чувства благодарности нашим защитникам и преклонения перед подвигом павших. Все они находят своих зрителей и читателей, хотя стоит признать, что встреча с искусством, рожденным войной, нелегка. Оно рассказывает о мире, где смерть — неотъемлемая часть повседневной жизни, запустив необратимый процесс переосмысления нашей связи с Родиной, а часто и собственной жизни — так в культурном контексте спецоперации формируется новая идентичность России и русских.